Заметки об игроках

Заметки об игроках

«Страсть к игре – самая сильная из страстей» – утверждение, приписываемое А.С. Пушкину. Каждый из нас играет на протяжении всего своего пути – в игры детские и взрослые, азартные и дворовые, потешные, весёлые, а все игры вместе – это игра жизни. На недавно открывшейся к двухлетию со дня рождения музея Анатолия Зверева выставке «Игра» публике была представлена четвёрка игроков – Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин и Платон Инфанте-Арана. Первые трое – лидеры неофициального искусства второй половины ХХ века, четвёртый – поколение уже века нынешнего. Все художники – незаурядные личности, и в творчестве каждого есть свой мир игры, сильно отличающийся от игры другого. Натюрморты Дмитрия Краснопевцева (1925-1995) более всего подходят к определению серьёзной игры. Это – игра-размышление с самим собой, в полном одиночестве. В увядающей красоте есть своя прелесть, как в каждом возрасте человека.

Зверев. Супрематическая композиция с бутылкой. 1958 Немухин. Валет ХХ годов. 2006. Инфанте. Коллизии. Мультимедиаобъект. 2017

С годами мы (не все и не всегда, но стараемся) становимся мудрее и лучше. Это сочетание настоящего с прошлым – вазы, цветы, черепки, обращение к античности и вечности. Это игра смыслов и угадывания, - как случилось со мной: в затейливых комбинациях художника мне хотелось именно угадать новые очертания предметов, зверей, птиц. За одним изображением скрывается другое, и это тоже игра разума и чувства.

   И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни
Занимались они
Делом.
(А.С. Пушкин. «Пиковая дама»)

Однажды Владимир Немухин (1925-2016) увидел в троллейбусе валявшуюся на полу игральную колоду карт и тотчас же решил, что это знак судьбы. С этого момента азарт овладел художником не на шутку – Владимир Немухин создал огромное количество карточных сочетаний и соединений. Работы Владимира Немухина – страстные и «германовские», недаром на экспозиции звучит увертюра П.И. Чайковского к «Пиковой даме» и знаменитая ария в исполнении В. Атлантова. В работах Владимира Немухина проскальзывают и мотивы гоголевских «Игроков» – герои классической комедии всегда для меня были не до конца распознанными, масками, лицами, спрятавшимися от зрителей. Ощутить это помогает и зелёный цвет зала с работами художника. Во времена моего студенчества мне довелось поработать с произведением немецкого поэта Иоганна Петера Гебеля «Красный карбункул» (при подготовке доклада для международной конференции филологов). В сказке о сделке с дьяволом тот предстаёт в зелёном камзоле и именуется Зелёным (так вот откуда у игроков зелёные ломберные столы, а также и для игры в бильярд!). И восприятие картин художника превращается в сочетание сделки с судьбой и страстью.

А самое светлое и по-хорошему азартное впечатление остаётся от игрового зала Анатолия Зверева (1931-1986) и Платона Инфанте-Арана (р. 1978). Ты вновь возвращаешься в детство – к игре в шашки, кубику-рубику, забытым звукам падающих деталей домино, палочек, косточек, «Приключений Алисы в стране чудес» (хоть там были шахматы и чёрно-белые коты), а чудная музыка Вольфганга Амадея Моцарта подсказывает нам, что жизнь – презабавная игра!

Выставка «Игра» будет работать до 15 октября 2017 года

Изображения предоставлены пресс-службой музея АЗ

Музей АЗ:
2-ая Тверская-Ямская ул., д.20-22, стр. 2.
Проезд: метро «Маяковская»
Время работы: с 12.00 до 20.00 (выходной - понедельник).
Марина Игоревна Абрамова Научный сотрудник ВМОМК имени М.И. Глинки 
Рубрика: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.