РЕЗОЛЮЦИЯ Третьих Всероссийских педагогических чтений журнала «Искусство в школе»

С третьего по восьмое ноября 2025 года прошли III Всероссийские педагогические чтения, организованные журналом «Искусство в школе» при партнёрской поддержке Центра художественно-эстетического образования и физической культуры издательства «Просвещение», Российского национального музея музыки, Московского международного Дома музыки, Института изящных искусств (ХГФ) Московского педагогического государственного университета, Смоленского государственного институт искусств, Технологического колледжа – Лицея–интерната «Феникс» д. Дугино Смоленской области и Школы № 1257 г. Москвы.

В чтениях приняло участие более пяти тысяч человек. На основе докладов и их обсуждения принята Резолюция и будет издан сборник научно-методических статей.

РЕЗОЛЮЦИЯ
Третьих Всероссийских педагогических чтений
журнала «Искусство в школе»

Участники педагогических чтений – учителя изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, технологии, хореографии, педагоги дополнительного образования, методисты, руководители образовательных учреждений, представители администрации и научного сообщества – обсудили актуальные проблемы и перспективы преподавания предметов художественно-эстетического цикла в современной школе.

Заслушав доклады, выступления и ознакомившись с опытом работы коллег, участники чтений констатируют, что в условиях господства массовой культуры, цифровизации и переизбытка информации роль искусства в формировании целостной, творческой, духовно-нравственной личности становится как никогда важной.

В связи с этим участниками педагогических чтений принято следующее решение.

1. Рекомендовать администрации образовательных учреждений и органам управления образованием:

– Повысить статус учителей искусства в образовательном процессе, предоставив регулярную возможность ознакомления педагогического и родительского коллективов с результатами художественно-творческого развития каждого учащегося, ролью всех видов искусства в формировании личности, достижении лучших результатов по всем учебным предметам.

– Содействовать развитию вариативности в преподавании предметов искусства; рассмотреть возможность интеграции искусств в условиях медиапространства.

– Способствовать восстановлению «Мировой художественной культуры» в статусе обязательного предмета в учебном плане основной и старшей школы.

– Усилить межрегиональное взаимодействие и сотрудничество методических объединений педагогов предметных областей «Искусство и «Филология» с образовательными организациями, реализующими программы дополнительного образования по направлению «Искусство».

– Обеспечить укрепление материально-технической базы кабинетов искусства: оснастить их современным оборудованием (интерактивные панели, графические планшеты, электронные музыкальные инструменты /клавиатуры, качественные репродукции, материалы для декоративно-прикладного творчества).

– Поддержать проектную и внеурочную деятельность художественно-эстетической направленности (школьные театры, медиа-студии, хоровые и инструментальные музыкальные коллективы, арт-лаборатории).

– При организации повышения квалификации педагогов в области современных педагогических технологий использовать журнал «Искусство в школе», являющийся трибуной для педагогов искусства, а также источником знаний об истории искусства и педагогики искусства, перспективах развития данной области в школьном образовании.

2. Рекомендовать педагогическому сообществу (учителям искусства, педагогам дополнительного образования, методистам):

– Развивать у детей эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений искусства, создавать условия для созерцания и рефлексии впечатлений в слове и художественной деятельности.

– Активно внедрять практико-ориентированный и деятельностный подходы: экспериментирование с материалами, звуком, движением и цифровыми технологиями.

– Расширять использование ресурсов города и региона: систематически проводить уроки-экскурсии в музеях, картинных галереях, на выставках, организовывать посещения детьми театральных спектаклей и концертов, сотрудничать с местными художниками, музыкантами, артистами.

– Развивать художественное мышление учащихся через содержательный анализ произведений искусства, обсуждая их связи с современностью; развивать умение критически оценивать звуковые и визуальные образы в медиапространстве.

– Создать условия для открытого обсуждения лучших педагогических практик (разработок уроков, проектов, методических материалов) на площадке городского методического центра или в профессиональных сообществах в социальных сетях, а также на страницах журнала «Искусство в школе».

– Рассматривать предмет «Литература» как искусство Слова, сместив акцент с преподавания литературы как науки об искусстве на само искусство, и включать его в единое учебное пространство художественно-эстетического цикла наравне с музыкой, изобразительным искусством и театром. Сделать основой современного литературного образования, главная цель которого – не литературоведение, а воспитание эстетически развитого читателя.

– Формировать инклюзивную образовательную среду на уроках искусства, используя соответствующие методики и адаптируя задания для всех категорий учащихся.

– Обратить особое внимание на арттерапевтическое и артпрофилактическое значение занятий искусством, которые оказывают положительное воздействие на развитие умственных способностей ребёнка, на воспитание его нравственных качеств и раскрытие творческого потенциала. Осваивать и популяризировать существующие методики работы в этом направлении, опыт работы отдельных педагогов и целых коллективов (например, реабилитационного центра имени А.И. Бороздина) как в формате конференций, так и на семинарах и мастер-классах.

3. Рекомендовать родительской общественности:

– Переосмыслить роль предметов искусства в школе - не как «второстепенных», а как приоритетной области, в которой происходит становление психологически здоровой личности ребенка. Осознать ключевую роль искусства как источника развития духовной культуры ребёнка, его эмоционального интеллекта, креативности и коммуникативных навыков.

– Активно поддерживать творческие инициативы детей как в школе, так и за её пределами, посещать вместе с детьми культурные мероприятия.

– Сотрудничать с педагогическим коллективом школы в организации совместных творческих проектов, выставок, концертов и фестивалей.

Результат осуществления данных рекомендаций проявится:

– в создании в образовательных учреждениях творческой, эстетически развивающей среды, способствующей раскрытию потенциала каждой личности; 

– в повышении мотивации к изучению предметов искусства и вовлечённости учащихся в культурную жизнь.

– в росте профессиональной компетентности учителей искусства и удовлетворённости своим трудом.

Предлагается также сделать предметом профессионального обсуждения вопрос о создании научно-исследовательского центра, который будет обеспечивать диалог между гуманитарной наукой и образованием: инициировать и координировать междисциплинарные исследования в области искусства и его роли в общем образовании; разрабатывать и пропагандировать эффективные методики преподавания художественных дисциплин, поддерживать научно-практическое сотрудничество между различными образовательными и культурными институциями; заниматься подготовкой и переподготовкой педагогов в области художественного образования.

Результатом такой предварительной работы должен стать выход с инициативой создания Научно-исследовательского центра или института - правопреемника закрытого в 2023 году Института художественного образования и культурологии, который на протяжении десятилетий играл ключевую роль в формировании научной базы, методических подходов и кадрового потенциала в области педагогики искусства.

Автор: 
Искусство в школе: 
2025
№6.
С. 2-3
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.