Балалайка

И там же, на стенке, висела его заветная балалайка.
Это была страсть Антипа, это была его бессловесная
глубокая любовь всей жизни — балалайка.
Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову,
и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то
очень дорогое, давно забытое им, то ли он
передаёт ей свои неторопливые стариковские думы
.

В.М. Шукшин, «Одни»

23 июня празднуют неофициальный День балалайки. автор идеи праздника - Дмитрий Белинский, президент Российского клуба музыкантов-народников. Впервые этот праздник отмечали в 2008 году.

О происхождении названия инструмента спорят учёные, одни считают, что у него тюркские корни, другие говорят о праславянском происхождении слова.

Первое письменное упоминание относят к 13 июня 1688 года. Это документ «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором написано: "в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили".

В 1714 году  Пётр 1 упоминал балалайку при описании шутовской свадьбы,  

Деятель российской Академии наук XVIII века Якоб фон Штелин писал уже о самом Петре 1 в книге "Подлинные анекдоты о Петре Великом", со слов графа Павла Ивановича Ягужинского: «Но в рассуждении музыки последовало с Государем совсем иначе, хотя он впрочем ко всякому знанию был способен. С самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки, пастушьего рожка и украинской бандуры, которую можно почесть еще самым нежнейшим из всех сих известных ему инструментов. …».

Тот же Якоб фон Штелин в книге «Известия о музыке в России», вышедшей в 1770 году, сообщает: «Не легко найти в России дом, где бы на этом поистине антихудожественном инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется в продаже во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить».

Инструмент также упоминается в песнях, русских народных сказках, пословицах. На старинных лубках можно встретить изображение человека, который играет на балалайке. О ней сочиняли припевки и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут.
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.

Нет единого мнения о том, когда балалайка получила распространение. Считается, что с конца XVIII века балалайка стала самым популярным народным инструментом на Руси. Под нее плясали, пели песни, на ней играли скоморохи и пастухи, её любили слушать крестьяне, когда у них появлялось время для отдыха. О хорошем балалаечнике говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

О балалайке упоминали в своих стихах русские поэты В.И. Майков, А.О. Аблесимов, Г.Р. Державин, можно сказать, она стала символом России.

В истории балалайки были и плохие времена. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором приказал все народные инструменты изъять и сжечь, и множество инструментов было сожжено. Но потом царь умер, запрет утратил силу, но балалайка утратила популярность до середины XIX века.

Новый расцвет известности связан с музыкантом Василием Васильевичем Андреевым. Как он писал, «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты». В 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых, Василий Васильевич услышал игру балалаечника-самородка Антипа, а через год - виртуоза-балалаечника помещика Александра Степановича Паскина. После этих встреч Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого столяра Антонова. В1884 году он впервые выступил в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 году уже дебютировал в Петербурге, в зале Благородного собрания. Он не только выступал, но и занимался усовершенствованием инструмента, по его чертежам известный петербургский скрипичный мастер Владимир Васильевич Иванов сделал балалайку. Иванов не сразу согласился этим заняться. Чтобы его убедить, Андреев сыграл народную песню на старой балалайке, купленную на ярмарке за тридцать копеек.

Но планы Андреева не ограничивались только улучшением инструмента. Он задумал вернуть балалайке популярность. Андреев добился того, чтобы в войсках появился  штат преподавателей игры на балалайке! Всем солдатам теперь выдавали балалайку, а после демобилизации они забирали её с собой. Балалайка вновь начала распространяться по России. Только  в Петербурге к началу XX века более двадцати тысяч человек играли на балалайках. Андреев писал: «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Сложнее было сделать её концертным инструментом. Для этого он решил создать Великорусский оркестр балалаечников. Василий Андреев вспоминал: "Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу...

Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше".

Не сразу его усилия получили признание. Долгое время многие её считали ее низменным инструментом, пока Андреев не выступил со своим оркестром за границей - в Англии, Франции, Германии, Америке. С помощью императора Александра III оркестр поехал на Всемирную выставку в Париж и выступил там тоже с огромным успехом.

Таким образом, балалайка стала концертным инструментом, сольным, ансамблевым и оркестровым.

Балалайку любили слушать поэты и писатели Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Максим Горький.

Поэт Фёдор Сологуб писал:

Балалайка моя,
Утешай-ка меня,
Балалаечка!
У меня ли была,
И жила, и цвела
Дочка Раечка.

Пожила, умерла,
И могила взяла
Дочку Раечку, —
Ну и как мне не пить,
Ну и как не любить
Балалаечку!

Что взгляну на мою
Балалаечку,
То и вспомню мою
Дочку Раечку.

Балалайкой восхищался Пётр Ильич Чайковский: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».

В наши дни балалайка известна как концертный инструмент. Уже почти никто не играет на балалайке в городах, да и в деревне тоже. Сама народная музыка интересна очень узкому кругу людей, которые ходят на концерты, или сами играют на народных инструментах.

Игру на балалайке   изучают в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

В 2018 году исполнилось 330 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте. В Ульяновском музее хранится самая старая из ныне существующих балалаек, ей 115 лет.

А День балалайки отмечают исполнители, играющие на русских народных музыкальных инструментах. Его отмечают не только в России, но и в Европе, США, Латинской Америке, Украине, Австралии, ЮАР, Белоруссии, Казахстане. Балалайка известна во всем мире, например, в Токио есть оркестр «Токийская балалайка», который создан по образу Андреевского оркестра. Такие оркестры есть в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, а в США есть Ассоциация домры и балалайки.

Слово "балалайка" остаётся одним из символов России. Интересный факт - это название дали в Институте живых систем Балтийского федерального университета имени Канта прибору, который позволяет управлять различной техникой фактически силой мысли.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.