Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла»
Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла»
2014 №5. С. 15-19 |
Пьесы Шекспира сочинил человек театра, или лучше – человек-театр, душа и тело которого насквозь пронизаны духом Театра, духом сценического действия. И не так уж важно, кто сочинил «Ромео» и «Гамлета» – тот самый Шекспир или другой человек. С таким же именем. 2014 №3. С. 16-18 |
Начнём с того, чего можно, а чего не следует ожидать от предлагаемого курса лекций. Всё, что нас окружает, является объектом искусства, вот только видеть это или эти объекты надо научиться. А ребёнка надо обучать.
2023 №2. С. 2-10 |
Ниже публикуется фрагмент книги А.Мелик-Пашаева иЗ.Новлянской «Психология художественного творчества», которая вышла в издательстве МГУ в 2022 году. 2022 №4. С. 3-11 |
Уроки в IV классе, которые мы сегодня публикуем, были разработаны и впервые проведены давно. Можно выразиться сильнее: в конце прошлого тысячелетия. Но они «отчаянно» актуальны именно сегодня, когда дети, особенно живущие в больших городах, почти лишены того, чего более всего требует возраст: полноценных и разнообразных, а не призрачно-виртуальных чувственных впечатлений.
2018 №5. С. 39-44 |
А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская, Психологический институт РАО, Москва Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества. 2018 №1. С. 28-29 |
З.Новлянская, кандидат психологических наук, ПИ РАО, Москва Психология, литература и кино в диалоге о человекеВизуальные, в первую очередь экранные, искусства занимают всё большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений. И в многообразии их форм, жанров и направлений важное место неизменно сохраняет за собой экранизация произведений литературы. 2019 №3. С. 56-57 |
В конце минувшего года в Психологическом институте Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Психология, литература, кино в диалоге с театром». В ней приняли участие психологи и представители всех трёх упомянутых в названии видов искусства.
2020 №1. С. 15-17. |
Уже более ста лет назад специалисты (художники, педагоги, психологи), да и не только они, начали воспринимать детское художественное творчество как некую культурную ценность.
2019 №1. С. 11-13. |
Визуальные, в первую очередь - экранные искусства занимают все большее место в современном культурном пространстве, во многом определяя нравственно-эстетические ориентиры людей разных поколений.
|
Раскрывая ребенку богатство родного слова, мы раскрываем ему богатство его собственной души, которое он уже чувствовал прежде, чем начал понимать.
|
Считается, что творчески одарённых детей очень мало. По разным данным, разных социально-психологических обследований, кто считает 3%, кто-то 5% в зависимости от разных несущественных различий, но всегда очень мало.
|
Надеемся, многие читатели согласятся: искусство в общеобразовательной школе, как, впрочем, и в школах искусств и творческих студиях, существует не для того, чтобы научить детей худо-бедно что-то изобразить в соответствии с правилами перспективы, разбирать ноты, знать, как называются некоторые произведения и как звали их авторов.
2018 №5. С. 2-12 |
Положение о том, что культурный читатель является со-творцом автора, воссоздающим, по авторским «вехам», целое художественного произведения и заложенные в нём ценностно-смысловые оценки, стало общим местом в педагогике. Но до сих пор не существует ясных представлений ни о том, что конкретно представляет собой это таинственное читательское сотворчество, ни о том, при каких условиях оно случается (или не случается), ни о том, какие признаки свидетельствует, что оно действительно случилось.
2018 №3. С. 4-6. |
Сегодня «Пегасик» знакомит наших читателей с журналом, который носит необычное название – «Чуланфантаз». Название это придумали его создатели – московские дети, которые занимаются в образовательном центре «Чуланчик».
2017 №6. С. 51-53. |
Оценивать ту или иную образовательную систему можно, исходя из того, какую главную цель она ставит и насколько эффективна в её достижении.
2017 №4. С. 7-9. |
Урок в VIII классе
2016 №5. С. 42-44. |
Не секрет, что количество читателей лирических произведений составляет очень небольшую часть от общей массы читающих. Не секрет и то, что из всех родов литературы (лирика, эпос и драма) именно лирика наиболее полно аккумулирует в себе эмоциональную жизнь как целой нации, так и отдельного человека. Откликаясь на всё, что происходит в окружающем мире, она становится мощным средством воспитания чувств и душевного неравнодушия.
2016 №3. С. 20-22. |
Программа для начального общего образования. Основная цель курса «Литература как предмет эстетического цикла», рассчитанного на все годы обучения в школе, – воспитание эстетически развитого читателя.
2015 №6. С. 10-24. |
Программа развивающего обучения литературе («Литература как предмет эстетического цикла»), созданная Г.Кудиной и З.Новлянской, по сей день остаётся единственной, где основанием и стержнем обучения с первого по выпускной классы является собственное литературное творчество детей.
2015 №4. С. 8-13 |