И сотворим урок вместе

О. Бурлакова, учитель музыки, искусства и мировой художественной культуры ГБОУ Гимназии №1748 «Вертикаль», г. Москва

«…И сотворим урок вместе»

Предмет «Искусство» - предмет особенный. Заявленный в учебном плане, он у некоторых учащихся иногда вызывает вопрос о значимости и целесообразности своего существования. И, напротив, у иных - восхищение и желание как можно больше открыть для себя нового и интересного, что поможет расширить кругозор и даст возможность почувствовать себя эрудированным человеком, что немаловажно в современном обществе.

На мой взгляд, основная задача учителя - научить класс любить свой предмет. Именно любить. Без страха перед ЕГЭ, оценками и прочими рычагами воздействия. На страничках своей небольшой статьи я хочу поделиться с коллегами некоторыми методическими приёмами, которыми активно пользуюсь при подготовке урока и которые дают возможность не только повысить результативность приобретения знаний, но и достичь самого важного и нужного - научить подростков любить и понимать искусство.

Итак, тема урока - «Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Союз архитектуры и литературы. “Собор Парижской Богоматери”». Замечательная, интереснейшая тема!

Я предлагаю классу совместно подготовить урок. Учитывая, что «Искусство» по расписанию всего раз в неделю, сделать это несложно. Для ребят подобная работа не в новинку, поэтому сразу 15 учеников высказывают желание войти в инициативную группу. Группа получает краткий текст к презентации и стихи, остальные ученики - право на поиск дополнительной информации и на введение её в тему урока. По нашим правилам, инициативная группа вправе дополнить текст к презентации, если информация, добытая другой группой обучающихся, важна и, по их мнению, должна быть озвучена.

Всю подготовку к уроку я представляю не как выполнение домашнего задания, а как совместное создание урока, что очень нравится школьникам, даёт им возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Безусловно, рядовой урок отличается от урока открытого, но, поверьте, именно в обычном уроке и в подготовке к нему ученик, без страха сделать что-то не так, вносит свои предложения и самоутверждается как личность.

Как правило, работает весь класс, и с каждым уроком, с изучением новой темы желающих быть в инициативной группе становится больше. Происходит смена обязанностей, но, как мы знаем, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. А наша сумма - это результативность обучения и любовь к предмету.

Как результат совместного труда, прилагаю план-конспект урока искусства в VIII классе.

Предложив восьмиклассникам урок по вышеуказанной теме, я предполагала продолжить формирование эмоционально-образного восприятия различных видов искусств. К достижению этой цели вело решение нескольких задач, а именно: расширение знаний об архитектуре и литературе, их жанровом и стилевом многообразии, об эмоциональном воздействии этих видов искусства на человека, об их взаимосвязи с другими видами искусства и с жизнью; продолжение развития способности к сопереживанию, к образному и ассоциативному мышлению, творческого воображения; продолжение формирования художественного вкуса обучающихся на основе осознания общечеловеческих ценностей, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями и к творческому самообразованию.

В центре урока - целая палитра произведений искусства: музыка («Адажио» Т. Альбинони; «Belle» из мюзикла «Notre Dame de Paris» Р. Коччанте), литература («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго; Notre Dame О.Мандельштама; «Скажи, Собор» О. Бурлаковой), архитектура (Собор Нотр-Дам в Париже), кино («Собор Парижской Богоматери», режиссёра Жана Деллануа, Франция-Италия, 1956 г.).

С целью актуализации темы начинаю урок сама: «На этом уроке мы рассмотрим с вами союз двух видов искусства - архитектуры и литературы - на примере величайшего творения зодчества и не менее блистательного творения литературного творчества - бессмертного романа Виктора Гюго. Ни для кого не секрет, что литература, всегда вдохновляла музыкантов, композиторов, художников, сценаристов, режиссёров. Но сегодня мы рассмотрим несколько иной аспект этого прекрасного союза. Нам предстоит провести некоторое исследование, поработать с викториной, с литературными текстами, ответить на вопросы, которые помогут нам сформулировать вывод по исследованной нами теме.

А сейчас, я приглашаю вас в путь, к Собору Парижской Богоматери.»

Раздавая рабочие листы с вопросами в таблице и назначая ответственных за формулировку выводов, я нацеливаю ребят на продолжение работы одновременно в двух плоскостях: групповой и фронтальной. На экране - презентация. Представители инициативной группы озвучивают её, рассказывают об архитектуре Собора Парижской Богоматери, его истории. Постепенно история собора переходит в историю создания одноимённого романа. Начинается театрализованная часть урока, где следующая команда в лицах рассказывает, какое слово явилось вдохновляющим фактором рождения романа. Презентация поддерживает театральное действо, дополняя художественный образ и акцентируя внимание на ключевых позициях рассказа.

Таким образом, второй этап урока, нацеленный на привлечение внимания учеников к общечеловеческим ценностям и изучение форм их передачи в искусстве в опоре на союз архитектуры и литературы, реализуется через активную деятельность восьмиклассников.

Ученица (читает от автора). «Осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в тёмном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: «АМАГКН» — Рок (греч.).

Эти греческие буквы, потемневшие от времени и довольно глубоко врезанные в камень, имеющие некие свойственные готическому письму признаки, запечатлённые в форме и расположении букв, как бы указывающие на то, что начертаны они были рукой человека средневековья, и в особенности мрачный и роковой смысл, в них заключавшийся, глубоко поразили автора.

Ученик. Я спрашивал себя, я старался постигнуть, чья страждущая душа не пожелала покинуть сей мир без того, чтобы не оставить на челе древней церкви этого стигмата преступлений или несчастья.

Позже эту стену (я даже точно не припомню, какую именно) не то выскоблили, не то закрасили, и надпись исчезла. Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья. Их увечат как угодно — и изнутри и снаружи. Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их».

Ученица. «И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни собора, ни от той неведомой судьбы, которую это слово так печально обозначало, — ничего, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги им посвящает.

Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор».

Учитель. Три года Гюго собирал и обдумывал материал романа: он досконально изучил историческую эпоху, Париж XV века, время правления Людовика XI, архитектуру собора. Роман был написан очень быстро, за шесть месяцев, и несёт на себе отпечаток политических событий времени создания - революции 1830 года.

Народный дух в романе воплощает его центральный заглавный образ - Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Вот он, главный герой романа:

«Огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звёздном небе чёрным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города...».

Гюго обладал свойством одушевлять образы неодушевлённых предметов, и Нотр-Дам живёт в романе своей, особой жизнью. Собор - символ народного средневековья. Для Гюго величественный готический собор, построенный безвестными мастерами, - прежде всего выражение народного духа, колоссальное творение человека и народа, венец народной фантазии.

Если посмотреть только на предложенные в этом очерке фрагменты театрализации, можно подумать, что школьники на уроке являются лишь зрителями. Однако мы помним, что весь класс получил ещё командные задания. А для учителя - новая задача: формирование ассоциативного мышления и восприятия союза двух видов искусств, архитектуры и литературы, на примере творения зодчества и одноимённого романа Виктора Гюго. На экране - кадры из фильма «Собор Парижской Богоматери», чередующиеся с художественным чтением и комментариями учителя.

(На экране - кадры из фильма «Собор Парижской Богоматери», чередующиеся с художественным чтением и комментариями учителя.)

Чтец.

Несёшь ты людям свет и правду,
От длаьних тех времён до настоящих дней.
Скажи, Собор, ты помнишь Эсмеральду? Ту, что скрывал от всех.
И плакал вместе с ней.

Другой чтец.

.О, ты, прекрасная, как солнца луч,
А я уродлив и лицом и телом,
Я словно из большой гримасы сделан,
И жизнь моя — страдание одно.

Учитель. Сконцентрировать действие вокруг парижского Собора Нотр-Дам де Пари - идея самого Гюго. В 20-е годы XIX века он проявлял особенный интерес к архитектурным памятникам, неоднократно посещал Собор, изучал его историю, планировку. Там же он познакомился с настоятелем аббатом Эгже, который отчасти стал прототипом Клода Фролло. (Фрагмент на экране). Завершив «Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго затосковал: он сжился со своими героями и, прощаясь с ними, испытывал грусть расставания со старыми друзьями.

(На экране - слайд о пяти лучших экранизациях романа В. Гюго[1].) На этом этапе будет уместным сопоставить рассмотренные произведения искусства со стихотворением О.Мандельштама (текст стихотворения - у каждого ученика).

Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,— и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь-отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Завершает центральную часть урока работа с текстом и ответы на вопросы: О чём это стихотворение? Как воспринимает собор лирический герой? Какой вывод звучит в стихотворении? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора?

А мы тем временем перейдём к финалу.

Учитель. Следующая часть урока переносит нас в XX век. Мы назовём её «Собор Парижской Богоматери. Продолжение жизни».

На экране - информация о первм французско-канадском мюзикле и его премьере 16 сентября 1998 года, в Париже. Демонстрируются слайды, звучит музыка.

Ребята отвечают на вопросы, заполняют рабочие листы с таблицами, формулируют выводы: «Архитектура на протяжении всей истории является одним из важнейших показателей культуры, отражая в себе внутренние процессы общества. И Собор Парижской Богоматери можно отнести к общечеловеческим ценностям, так как это величайшее творение зодчества олицетворяет идеалы жизненных и духовных ценностей народа средневековья. Собор - главный вдохновитель и заглавный образ в одноимённом романе Виктора Гюго, но именно выход роман сохранил жизнь великому творению зодчества[2]. Для современного мира Собор Парижской Богоматери - это материальное и духовное наследие, он олицетворяет преемственность поколений.

Уникальный союз архитектуры и литературы получил своё второе рождение в различных экранизациях, а в конце XX века - в мюзикле[3]. Интерес к роману не пропадает и в наше время: ведь он повествует об извечной теме любви, любви необыкновенной и романтической.

В заключение такого насыщенного урока будет уместна экспресс-викторина, а в плане домашнего задания - просьба поразмышлять: какие виды искусств больше всего находят отклик в вашем сердце?

Как же оценивать деятельность восьмиклассников на таком уроке? Предлагаю следующие критерии оценок:

  1. сравнивает, анализирует творения разных жанров и стилей.
  2. рассуждает об общности и различии выразительных средств музыки, архитектуры и литературы.
  3. проявляет эмоциональную отзывчивость и творческую инициативу.
  4. обладает оригинальностью суждений и умением излагать свои мысли.

Да, предмет «Искусство» - предмет особенный. И важнее всего в его преподавании - изучать искусство средствами самого искусства. Но не менее важно дать возможность ребятам создавать этот урок самим, с направляющей, но не руководящей ролью учителя. Попробуйте! У вас получится!


[1]«Собор Парижской Богоматери». Реж. Жан Деланнуа (1956. Франция). Эсмеральда — Джина Лоллобриджида, Квазимодо — Энтони Куинн, Фролло — Ален Кюни.
«Горбун из Нотр-Дама» Реж. Майкл Тачнер. (1982, США и Великобритания). Лесли-Энн Даун, Энтони Хопкинс, Дерек Джекоби.
«Горбун из Нотр-Дама» (1996, мультфильм студии Disney). Реж. Керк Уайз и Гэри Труздэйл;
«Горбун из Нотр-Дама». Реж. Питер Медак (1997, Англия). Квазимодо — Мэнди Пэтинкин, Эсмеральда — Сальма Хайек, Фролло — Ричард Харрис;  
«Квазимодо». Реж.Патрик Тимси (1999, Франция). Квазимодо — Патрик Тимси, Эсмеральда — Мелани Тьерри, Фролло — Ришар Берри.
[2] Выход романа в свет, действительно, сохранил собор, который собирались разрушить, или, в лучшем случае модернизировать. В 1831 году Гюго, опубликовав роман, написал в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Вслед за выходом романа не только во Франции, но и во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. Роман заставил общественность обратить внимание на состояние собора, и в итоге здание было восстановлено архитектором по имени Эжен Виолле-ле -Дюк. (Прим. автора.)
[3] Стоит упомянуть и о жизни романа в хореографии: о балете «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни и Р. Дриго, многократно ставившемся в нашей стране в XIX-XX вв., и о выдающемся спектакле балетмейстера Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери», на музыку М. Жарра, поставленном в Париже в 1965 году и обошедшем многие сцены мира. (Прим. ред.)

Искусство в школе: 
2017
№3.
С. 34-36.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.