По итогам международного конкурса «Я вижу мир»

Н. Фомина, доктор педагогических наук, председатель жюри международного конкурса «Я вижу мир»

Путешествуем вместе с юными художниками

Очередной конкурс в рамках образовательно-выставочного проекта «Передвижная выставка детского изобразительного творчества» Татьяны Анатольевны Копцевой предложил участникам увидеть мир в процессе путешествий.

В конкурсе приняли участие дети от 3-х до 17-ти лет не только из разных республик и регионов России, но из разных стран. Жюри оценило более трёх тысяч творческих работ, которые столь сильно впечатляют, что, казалось, я вместе с совсем маленькими и юными художниками побывала в больших и малых городах, на станциях и полустанках, сёлах и деревнях в разных уголках нашей планеты. Вместе с авторами работ поднималась в горы и опускалась в подводное царство, путешествовала на самолётах, поездах, велосипедах, лыжах и санках, даже на космических кораблях. Но чаще всего путешествовала пешком. Маленькие дети, начиная с трёх лет, открывают ту красоту земли, которую нам, взрослым, трудно разглядеть. Это полевые травы и цветы, легкокрылые бабочки, разнообразные насекомые и любимые животные. Дети постарше восхищены пингвинами. Наверное, большинство наблюдало их на экранах телевизоров или компьютеров. Но некоторые наверняка видели их в зоопарках или в живой природе. Дети смело, выразительно изображают красоту оперения, гордость осанки, важность походки, пластику движения, иерархический строй, интересные взаимодействия этих удивительных птиц в окружении суровой природы, иногда в непосредственной близости к человеку. Многих детей вдохновили литературные образы. Вместе с Мазаем они путешествовали на лодке, спасая беспомощных зайцев. Как ни удивительно, каждая иллюстрация обладает неповторимой выразительностью.

Работы, присланные на конкурс, раскрывают процесс поступательного расширения горизонтов мировосприятия взрослеющих детей, открывающиеся технические и творческие возможности отражения усложняющихся замыслов. Судя по достаточно достоверным работам, в которых достигнута образная выразительность, некоторые подростки уже смогли вместе с родителями попутешествовать по миру. Это дало им возможность соприкоснуться с историей и культурой страны, воплощённой в памятниках архитектуры, изобразительного искусства, что ярко выражено в сюжетах и мотивах. У подростков преобладают работы, глубоко обдуманные, выполненные, по-видимому, на основании пережитых наблюдений и впечатлений по предварительным натурным этюдам и композиционным эскизам - в студии или дома.

Работы всех участников конкурса объединяет стремление удержать в памяти, запечатлеть красоту природы и культуры, поделиться своим восторгом со зрителем, и главное - сохранить красоту мира. На это они не жалеют средств выразительности. Живопись (главным образом, гуашь и акварель), графика (в том числе печатная), батик представлены на конкурсе выразительными произведениями.

Призыв к сохранению природы, животного мира, культуры, красоты человеческих отношений особенно ярко выражен в плакатах. Их не так много, но среди них трудно выделить лучшие. Все сделаны с пониманием этого вида графического искусства и самое важное - с искренним желанием пробудить в людях добрые чувства к природе, окружающему миру и активную гражданскую позицию по его сохранению. Остросюжетные комиксы перекидывают мостик от статичных образов изобразительного искусства к динамике кинематографа, телевидения, компьютера.

Особо хочется отметить педагогические достижения. Мне представляется, что на этот раз педагоги проявили себя как психологи, глубоко понимающие интересы и возможности каждого периода творческого развития учащихся. Маленьким подсказывались техники и приёмы, доступные для их видения мира и физических возможностей. Явно выражено стремление к развитию композиционного мышления подростков. На этот раз размеры и форматы работ отличает разнообразие, соответствие художественным замыслам.

Педагоги из разных регионов решают задачу развития эстетического восприятия мира. Некоторые рисунки буквально погружают зрителя в разглядывание подробностей жизни удмуртской деревни, например, её традиционной архитектуры, природы. В образном строе некоторых рисунков ощутимо органичное освоение художественных традиций своего народа. Так работы болгарских детей не спутаешь с рисунками детей из Белоруссии, Татарии или Башкирии. Память культуры словно входит в образ мыслей, переживаний ребёнка. И это замечательно. Работы участников конкурса призывают нас сохранять, охранять природу и животных, которые для многих детей близки, как члены семьи.

Для меня самое главное открытие конкурса: работы участников конкурса призывают беречь добрые чувства человеческие. В условиях конкурса содержались подсказки в этом направлении. Но то, как искренне изображают дети в своих работах ежедневную помощь старикам, родным и мало знакомым, привязанность к семье, верность друзьям, активное участие в охране природы и животных, свидетельствует о том, что организаторы конкурса ориентировали участников в направлении, близком интересам юного поколения. Воплощение сложных замыслов потребовало решения сложных задач - композиционно-пространственных, колористических, умения изображать фигуры в движении, во взаимосвязи друг с другом. Многим участникам конкурса удалось создать убедительные многофигурные композиции.

К сожалению, далеко не все рисунки, отмеченные жюри как лучшие, возможно опубликовать, но все работы победителей отправятся в путешествие по большим и малым выставочным залам. Произойдёт встреча со зрителем, который будет благодарен за возможность узнать много нового о мире, о стремлениях и переживаниях своих сверстников. Надеюсь, что количество детей, призывающих к сохранению природы, культуры, добрых чувств, значительно увеличится. Юные художники выполнят свою благородную миссию.

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№3.
С. 37-38.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.