Мелик-Пашаев А.А.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

Иван Павлович Похитонов родился в 1850 году в Херсонской губернии, скончался в Брюссе­ле в 1923. 

2014
№2.
С. 53

Великий замысел Корина ясно и мощно во­плотился в серии удивительных этюдов. И пусть рядом с ними, или над ними сохранится в истории искусства его "неведомый шедевр", громадный белый холст невоплощенной мечты.

2014
№1.
С. 32

В «светском» искусстве главным будут не названия и последовательность возникновения художественных направлений, не биографии авторов, а приобщение к тому образу человека и его отношений с миром, к тем ценностям, которые характерны для искусства того или иного направления или автора. 

2023
№1.
С. 23-24

Развивающие программы эстетического цикла (к которому, конечно, относится и литература как искусство слова!) представляют собой отечественную культурно-образовательную ценность и ждут своего признания и распространения.

2023
№1.
С. ***
Фестивали  и  конкурсы детского творчества давно стали неотменяемым фактом культурной и педагогической действительности; в эпоху Интернета их количество значительно увеличивается. Наша редакция тоже не раз объявляла конкурсы. 
2022
№6.
С. 36-37

Дорогие учителя!

Ниже публикуется фрагмент книги А.Мелик-Пашаева иЗ.Новлянской «Психология художественного творчества», которая вышла в издательстве МГУ в 2022 году. 

2022
№4.
С. 3-11

Существует убедительный международный опыт, свидетельствующий о том, что раннее приобще­ние ребёнка к какому-либо виду художественного творчества на порядки уменьшает вероятность его попадания в упомянутые страшные зоны риска. 

2015
№3.
С. 63-64

Один композитор и мыслитель нашего времени утверждает, что искусству в настоящем смысле сло­ва пришёл конец, а то, что делают нынче живопис­цы, музыканты, поэты, – это уже не художествен­ные произведения, а "симулякры". Надеюсь, это не так (искусство и раньше, случалось, хоронили очень умные люди), но факт некоего безвременья налицо. 

2015
№3.
С. 42-43

Нас уже не очень интригует неразрешимая загадка: что в точности сказал сам Сократ, а что додумал и почтительно приписал велико­му учителю его гениальный ученик Платон. Но стоит обратить внимание на одно парадоксальное обстоятельство. 

2015
№3.
С. 16-20

Он пишет, что главная тайна писательского тру­да, которой не надо, или даже нельзя учить никого, это – переводить всерьёз жизнь свою в словом. Вот в чём дело – не в отдельных специальных способ­ностях, а в том, что "писательство" (живопись, музыка, математика, археология, общественное служение в той или иной форме...) приобретает для человека первостепенную ценностную значимость, становится, в самом прямом смысле, делом жизни.

2015
№3.
С. 14-16
А.А.Мелик-Пашаев,
З.Н.Новлянская.
 ПИРАО, г.Москва

О художественно-изобразительном творчестве дошкольников

Начнём издалека и заранее условимся о значении основных терминов, которые мы будем употреблять в дальнейшем: творчество, одарённость, художественная одарённость – ведь и авторы, и читатели вкладывают в них различное психологическое содержание.

2021
№6.
С. 6-10

Омар Хайям: «Лишь с собой совладавши, достигнешь высот...»

Верно говорят, что путь в мировую культуру лучше начинать вот родного порога*.

Тогда не затеряешься в её просторах; будешь понимать и то, чем мы отличаемся от других, и то, какие всеобщие ценности объединяют нас, и т.д., и т.п.

2021
№4.
С. 58-59

Зачем заниматься искусством?

На вопросы А.В.Шульгина отвечает главный редактор журнала А.А.Мелик-Пашаев

- Александр Александрович, позвольте на­чать с самого главного: что такое, на Ваш взгляд, искусство? Для чего оно появилось? Есть ли у него границы и законы?

- Ответ на такой безграничный вопрос стал бы итоговым трудом жизни великого мыслите­ля! Да и это был бы лишь один из возможных ответов.

2021
№5.
С. 2-3

Создать особое пространство

2021
№5.
С. 17

А.Мелик-Пашаев,

З.Новлянская, ПИ РАО, Москва

Преподавание искусства в школе:
особенности, трудности, возможности

В основу этой статьи положена одна из заключительных глав книги «Развитие художественной одарённости в пространстве общеобразовательной школы», которая готовится к публикации. Она написана по материалам психологических исследований авторов, их экспериментально-педагогической практики и лекций по проблемам психологии искусства и развития художественной одарённости детей.

2021
№5.
С. 2-11
А.Мелик-Пашаев,
ПИРАО, г.Москва

Как понять автора?

Об адекватности восприятия художественного произведения

2021
№2.
С. 8-14

Сквозь призму конкурсов и выставок

В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образо­вания готовится к изданию исследование член-корреспондента РАО Н.Фоминой «Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы».

В каждой области знания время от времени появляются книги, знакомство с которыми явля­ется необходимостью для каждого, кто эту область осваивает; становится условием профессиональной культуры специалиста.

2018
№2.
С. 55

Достойна благодарной памяти

На большой выставке Валентина Серова, кото­рая сравнительно недавно проходила в  Мо­скве, привлекало внимание одно обстоятельство, не имевшее прямого отношения к живописи: едва ли не половина персонажей, изображённых на портре­тах, именовалась благотворителями! Поддержка культуры (не только искусства)  была, как видно, обычным делом среди богатых русских людей.

2018
№2.
С. 33-34

А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская,

Психологический институт РАО, Москва

Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…

Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества.

2018
№1.
С. 28-29

Страницы

Подписка на Мелик-Пашаев А.А.