Мелик-Пашаев А.А.

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович

Мелик-Пашаев Александр Александрович (9 июля 1941) - российский психолог, кандидат психологических наук (1975), доктор психологических наук (1995), специалист в области общей психологии. Член диссертационных советов при ПИРАО, ИХО РАО, член Международного совета по музыкальному воспитанию.

А.А.Мелик-Пашаев,
З.Н.Новлянская.
 ПИРАО, г.Москва

О художественно-изобразительном творчестве дошкольников

Начнём издалека и заранее условимся о значении основных терминов, которые мы будем употреблять в дальнейшем: творчество, одарённость, художественная одарённость – ведь и авторы, и читатели вкладывают в них различное психологическое содержание.

2021
№6.
С. 6-10

Омар Хайям: «Лишь с собой совладавши, достигнешь высот...»

Верно говорят, что путь в мировую культуру лучше начинать вот родного порога*.

Тогда не затеряешься в её просторах; будешь понимать и то, чем мы отличаемся от других, и то, какие всеобщие ценности объединяют нас, и т.д., и т.п.

2021
№4.
С. 58-59

Зачем заниматься искусством?

На вопросы А.В.Шульгина отвечает главный редактор журнала А.А.Мелик-Пашаев

- Александр Александрович, позвольте на­чать с самого главного: что такое, на Ваш взгляд, искусство? Для чего оно появилось? Есть ли у него границы и законы?

- Ответ на такой безграничный вопрос стал бы итоговым трудом жизни великого мыслите­ля! Да и это был бы лишь один из возможных ответов.

2021
№5.
С. 2-3

Создать особое пространство

2021
№5.
С. 17

А.Мелик-Пашаев,

З.Новлянская, ПИ РАО, Москва

Преподавание искусства в школе:
особенности, трудности, возможности

В основу этой статьи положена одна из заключительных глав книги «Развитие художественной одарённости в пространстве общеобразовательной школы», которая готовится к публикации. Она написана по материалам психологических исследований авторов, их экспериментально-педагогической практики и лекций по проблемам психологии искусства и развития художественной одарённости детей.

2021
№5.
С. 2-11
А.Мелик-Пашаев,
ПИРАО, г.Москва

Как понять автора?

Об адекватности восприятия художественного произведения

2021
№2.
С. 8-14

Сквозь призму конкурсов и выставок

В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образо­вания готовится к изданию исследование член-корреспондента РАО Н.Фоминой «Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы».

В каждой области знания время от времени появляются книги, знакомство с которыми явля­ется необходимостью для каждого, кто эту область осваивает; становится условием профессиональной культуры специалиста.

2018
№2.
С. 55

Достойна благодарной памяти

На большой выставке Валентина Серова, кото­рая сравнительно недавно проходила в  Мо­скве, привлекало внимание одно обстоятельство, не имевшее прямого отношения к живописи: едва ли не половина персонажей, изображённых на портре­тах, именовалась благотворителями! Поддержка культуры (не только искусства)  была, как видно, обычным делом среди богатых русских людей.

2018
№2.
С. 33-34

А.Мелик-Пашаев, З.Новлянская,

Психологический институт РАО, Москва

Ещё раз об отношении к детскому художественному творчеству…

Среди психологических и педагогических проблем художественного развития – таких, как одарённость, возрастные особенности, развивающие методики, критерии оценивания и т.д., – существует одна, нисколько не менее важная, острота которой не всегда оценивается по достоинству. Её можно определить как проблему презентации детского творчества.

2018
№1.
С. 28-29
Разговору о съезде учителей хочется предпослать, без всяких комментариев, слова одного из выдающихся психологов ХХ века А. Маслоу, с которыми он лет 60 назад обращался к американским учителям. Слова, которые звучат сегодня, то ли как «Вперёд, в прошлое!», то ли как «Назад, в будущее!»
2020
№6.
С. 5-7
Об этом художнике я впервые услышал году в 1956/57, когда уже несколько лет проучился в художественной школе и десятки раз побывал в Третьяковской галерее. Услышал не в школе и, тем более, не в Третьяковке: знакомые женщины говорили между собой о некоем Роберте Рафаиловиче, которому надо отнести банку с супом, а то ему есть нечего.
2020
№5.
С. 50-53

Арттерапия и артпрофилактика

Сила искусства...

Сведения о научных исследованиях, распространяемые в Интернете, несомненно, нуждаются в проверке. Но в данном случае они по ряду причин располагают к доверию.

2020
№4.
С. 48

А.Мелик-Пашаев,

ПИ РАО, г.Москва

«Природа боялась быть побеждённой...»

Неискусствоведческие заметки

2020
№4.
С. 13-15

А.Мелик-Пашаев,

ПИРАО, Москва

Главное — интонационная чуткость

Статья Е.Подповетной, с которой познако­мился читатель, принадлежит к числу тех, что дают повод для дискуссий.

Мы находим здесь много ценного, и в ос­новной идее, и в организации занятия. Но два момента в описанной практике представляют­ся мне дискуссионными. Оппонируя автору по этим двум пунктам и несколько заостряя позицию, я рассчитываю на отклик заинтере­сованных читателей.

2020
№3.
С. 22-23

А.Мелик-Пашаев

ПИРАО, Москва

Что на что похоже?

Научная проблема в одиннадцати сюжетах, с заключением

Сюжет первый.

Бригада психологов тестирует тинейдже­ров «на интеллект». Среди них замечаю хорошо знакомого старшеклассника и на­чинаю прислушиваться. Исследовательница спрашивает: «Как назвать одним словом стул, стол и шкаф?»

2020
№3.
С. 2-5
2020
№2.
С. 59
2020
№2.
С. 56-58
Интервью с А. Мелик-Пашаевым. <...> Поэтому я думаю, что «одаренность вообще» – это не интеллектуальная и не какая-то ещё, а это общий творческий потенциал, потребность и способность человека реализовать в своей жизни то, что ему внутренне, потенциально присуще – внутреннюю активность души.
Интервью с доктором психологических наук, членом Союза художников Российской Федерации, главным научным сотрудником Психологического института Александром Александровичем Мелик-Пашаевым.

А.Мелик-Пашаев,

ПИ РАО, Москва

Питер Брейгель: смыслы и образы

Неискусствоведческие заметки

2019
№2.
С. 20-22

Страницы

Подписка на Мелик-Пашаев А.А.